Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Вторник, 11.12.2018, 10:37

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Духовно-нравственное и патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное и патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности. ( учитель Зимина А.И.)
1. Тема опыта «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности» учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории ОУ СОШ № 14 г. Сызрани Зиминой Анжелики Игоревны.
2. Условия возникновения, становления опыта. Становлению опыта способствовали обновление программ по предметам, интерес к основам православной культуры, разработка программ предпрофильных курсов: «Хранитель культуры и добра» (профессия- библиотекарь), «Что в имени тебе моем» ( русская антропонимическая система), «Духовные истоки» ( храмовое действо в синтезе искусств),авторской программы по духовно-патриотическому воспитанию «Наследие», работа руководителем клуба «Новая цивилизация» ( куратор школьного парламента).
3. Актуальность и перспективность опыта. Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины…это зависит от нас. Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения,: индивидуализм, следование принципу « бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к госу­дарству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация и на атрибуты массовой, в основном западной культуры ( опять же за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета). Все это вызывает беспокойство за будущее России.
 4. Ведущая педагогическая идея. Решение всех этих проблем в значительной степени зависит от всестороннего подхода к духовно-патриотическому воспитанию учащихся. В этих условиях основной задачей становится возрождение духовно-патриотического самосознания, преодоление национального эгоцентризма, пробуждение интереса к национальной культуре и воспитание уважения к другим народам и культурам, формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитании гражданственности, патриотизма. Безусловно, основная роль в воспитании гражданина принадлежит семье и школе. Поэтому назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде. Приобретение школьниками специальных знаний по предметам еще не гарантирует их всесторонней воспитанности. Не случайно учителей упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества учащихся, они мало воздействуют на культуру их чувств, считая ее чем-то производным от интеллектуального роста. Воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». И эту идею поддерживали в разное время многие педагоги, писатели, священники. Антуан де Сент Экзюпери писал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца»,- говорил святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский. Можно привести еще много примеров. Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена духовно-нравственная, патриотическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, внеурочную и внешкольную деятельность.
5. Теоретической базой опыта является философское наследие И.А. Ильина, «Православная педагогика» протоиерея Е. Шестуна, труды педагогов К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, филологов А.А. Потебни, Ф.И. Буслаева, Л.В. Щербы и др. В действующей Конституции России, Законе РФ «Об образовании» пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе чётко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию в работе учебных заведений. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей. Российская общеобразовательная школа должна взять на себя функцию духовно-нравственного воспитания учащихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией.
6.Новизна опыта В данном опыте представлена система работы учителя-словесника и классного руководителя по освоению учащимися общественно и духовно значимых культурных концептов во внеурочной деятельности. Новизна опыта заключается в комплексном подходе к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, построенному на принципах православной педагогики, педагогике сотрудничества, воспитании успехом.
7. Технология опыта. Одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования называется гуманистический общечеловеческий принцип, а также принцип культуросообразности, строящийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями. Одним из основных положений национальной доктрины образования является формирование национального самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Формированию национального самосознания во многом способствует изучение духовных ценностей народа, традиционной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы. Для формирования чувства патриотизма, нравственности, духовности очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Очень важно осознать именно духовно- нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно - нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось веками. Поэтому приоритетным должно стать народное воспитание, основанное на знании традиций, культуры истории своих предков, не исключая сопряжения культуры и традиций православия, так как история нашего Отечества неразрывно связана с Православием. Следовательно, воспитывая гражданина своего Отечества, человека русской культуры, надо дать ему и основы Православия, эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей должна реализоваться путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, классу и школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
Внеурочная деятельность по предметам ( русский язык,литература, основы православной культуры).
Предполагает различные виды деятельности:
Творческая мастерская
• Написание по писательскому образцу.
 • Написание стихотворений, сказок, рассказов на заданную тему.
• Написание произведений по данному началу.
• Создание сборников творческих работ.
 Работа над проектами:
- Практико-ориентированные,
-Творческие, - Исследовательские,
 -Информационные и др.
Публикация творческих работ · в газетах: «Вознесение», «Благовест», «Служба собственного спасения», сборниках «Русь моя родная»; · на сайтах «Благовест», «Рождество Христово», «Литературная губерния», «Город золотой».
Участие в конкурсах и мероприятиях научной направленности: · « Русь моя родная»; · Кирилло-Мефодиевские чтения; · «Война глазами детей»; · «Мой город»; · «Я- неприкосновенный запас России»; · Фестиваль «Портфолио»; · «Познание и творчество» · «Святые заступники Руси».
Участие в олимпиаде по православной культуре
 Проведение мероприятий: · «Елизавета Федоровна Романова. Жизнь как подвиг»; · «Праздник славянской письменности и культуры»; · «Православная палитра»; · Школьные Рождественские и Пасхальные спектакли.
 Внеклассная и внешкольная работа
 В 2007 году был выпуск 11 класса, в котором работала по авторской программе( опубликована в журнале «Классный руководитель») В 2007-2008 уч. году работаю по авторской программе по духовно-патриотическому воспитанию «Наследие». Программа рассчитана на 7лет(«Возвращение к истокам» 5-8 кл.), «Патриот» ( 9-11 кл.). ( программа заслужила высокую оцненку на Всероссийском конкурсе «Воспитание в классе» (Диплом 1 степени).
Целью Программы является развитие системы духовно-патриотического воспитания учащихся, создание условий для формирования и становления целостной личности с бога­тым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины.
Задачи: v совершенствование духовно-патриотического воспитания учащихся, формирование личности гражданина-патриота;
v формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
v сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
v духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия.
v приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
v формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
 v возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
v воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
v развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;
v воспитание этики доброжелательного отношения к людям других национальностей;
v пропаганда здорового образа жизни;
v воспитание коллективизма и ответственности.
Основные виды внеклассной работы: КТД, посещение святых мест, выступление на страницах газет «Благовест», исследовательские работ, которые расширяют кругозор подростка, приобщают к духовной культуре.
 
 Опыт работы представлен на страницах журналов: «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Первое сентября», «Классный руководитель».
 
 Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит не только их благополучие, но и здоровье нашего общества. И воспитание средствами народной, православной педагогики, включающее в себя знакомство с ценностями русского народа ( в том числе православными), является тем спасительным мостиком, который позволить связать воедино прошлое и настоящее, обрести народу почти угаснувшее сегодня национальное самосознание.
Категория: Мои статьи | Добавил: Angelika (18.04.2010)
Просмотров: 14420 | Рейтинг: 3.8/14
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Опрос

Ваш любимый поэт...
Всего ответов: 105

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0