Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Вторник, 11.12.2018, 10:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

"Не перевелись на Руси богатыри"
[ Скачать с сервера (80.0 Kb) ] 28.03.2011, 03:46

Не перевелись на Руси богатыри

 

Цели:

Предметные цели: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.
Метапредметные цели: Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные цели:  обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории,  литературы  и культуры.
Задачи:
Обучающая:

-Формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний.

Развивающая:
- Развивать умение давать  характеристику герою,

 - Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

Воспитательная
:
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения,
формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей.

 

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-проблемного изложения;

-проектно-поисковый;

-персонифицирующий (библиографический);

 -продуктивно-творческий.

Оборудование: презентация к занятию, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»; ментальная карта, раздаточный материал: снаряжение богатыря; задание для групп (план работы,отрывки из былин), памятка « Как написать синквейн», ПК для работы одной из групп ( для просмотра отрывки из мультипликационного фильма « Илья Муромец»).

 

Формы работы: фронтальная,   групповая.

Использование СОТ:

-  игровые;

-личностно-ориентированного обучения и воспитания;

-технологии творческого развития;

-здоровьесберегающие технологии.

 

Ход занятия:

1.      Организационный момент

Учитель:

Ой вы, гой еси, люди добрые,

Старина новизне низко кланяется.

Собирайтесь-ка,  люди добрые

Не  в дорожку-путинку ближнюю,

А в далекое путешествие,

 необычное, непривычное.

Да не за сто верст,

Не за тысячу,  а за тысячу лет против времени.

 

 Итак, мы отправляемся в путешествии в русскую старину. Для этого мы разделились на группы.

 

2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний

(Создание проблемной ситуации. Постановка целей и задач)

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги  вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю  нашу содрагал,

Кто же ее защищал?

(Богатыри)

 

Сегодня мы углубим  с вами знания  о богатырях. А кто такие богатыри? (ответы детей)

 

3. Этап  усвоения новых знаний

1)Работа с электронным словарем  ( Интернет) и словарем В.Даля.

БСЭ: Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием.

Словарь Владимира Ивановича Даля ( В.Даль(1801 - 1872)  - писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») гласит: Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Учитель: Богатыри- воины,  подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен.

Из сказок и былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ,  в минуту опасности приходили на помощь своему народу,  спасая его от порабощения и унижения.

 

Давайте вспомним  некоторых былинных богатырей.

 

2)Работа с интерактивной доской  ( Найди соответствие)

1.Крестьянский сын, 33 года неподвижно просидевший в избе и не подозревающий о своей богатырской силе. (Илья Муромец)

2. Богатырь, освободивший Забаву Путятичну от Змея Горыныча. (Добрыня Никитич)

3. Богатырь, одолевший Тугарина. (Алёша Попович)

 

 -Соотнесите на слайде Имя богатыря и его изображение.

 

3)Знакомство с былинным богатырем Ильей Муромцем.

 

Учитель: Сегодня мы поговорим об одном  из богатырей- Илье Муромце.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами

А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
 У честных у славных родителей, у матери
 Был спорожен тут сын Илья Иванович,
 А по прозванью был славный Муромец.
 А не имел Илья во ногах хожденьица,
 А во руках не имел Илья владеньица;
 Тридцать лет его было веку долгого.
 ( Тексты былины у учащихся)

Илья  получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих).

4)просмотр фрагмента

Посмотрим небольшой фрагмент. ( фрагмент мультфильма)

Работа с Интернет-ресурсами: вспомнить события из жизни Ильи Муромца. (Расположить картинки в определенной  последовательности http://festival.1september.ru:8080/articles/519951/pril2.swf)

Из былины мы узнаем, что Илья Муромец нашел меч-кладенец и отправился на службу  Владимиру. А какие еще доспехи носил  богатырь?

5)Назови былины об Илье Муромце ( соотнеси название былины и иллюстрацию)

6)Минипроект «Богатырские доспехи»

Я сейчас буду читать  слова по мотивам «Богатырской сказки» Н.М Карамзина. На карте фигура богатыря. В  распоряжении каждой группы находится облачение богатыря. Ваша задача –«надеть» на богатыря его доспехи и одежду по мере прочтения.

Кто на статном вороном коне,
черный щит держа в руке,
да копье и палицу булатную,
едет по лугу, как грозный царь?
На главе его  островерхий шлем
на теле- кольчуга железная ;
на бедре его тяжелый меч;
латы, солнцем освещенные,
сыплют искры и огнем горят.

А в одной  из былин  сказано:

И садился тут Илья да на добра коня,
Брал с собой доспехи крепки богатырские,
…Еще брал шалыгу подорожную,
И поехал он из города из Киева.

(Шалыга- плетка ( см. словарь)

7)Работа в группах

Учитель: Итак, перед нами богатырь во всем облачении.   Определим, как в облике богатыря отразились его черты? Для этого я предлагаю работу по группам.

1 группа работает с текстами былин  (описание сражений Ильи Муромца).

2 группа работает с фрагментом мультипликационного фильма «Илья Муромец»

3 группа работает с картиной Васнецова «Богатыри»

Задание для каждой группы: выяснить, какими чертами обладает Илья Муромец.  Не забываем работать с ментальной картой, на которой появляются результаты ваших размышлений и работы в группах.

План работы в группах

Ответь на вопросы:

1.Каким показан  богатырь?

2. Какими качествами он обладает?

Наиболее яркое качество ( свойство) запиши на ментальной карте

4. Проверка понимания нового знания

 

 

Духовная зрелость                                                                   Справедливость

Необычайная сила                                                                  Любовь к Родине   

Опытность                                                                               Мудрость

Смелость                                                                                  Доблесть

 

Выступление представителей групп, работа с ментальной картой.

 

Но самое главное качество- это большое сердце, любящее Отечество, преданное Родине.

Учитель прикрепляет СЕРДЦЕ богатырю, изображенному на карте..

 • Только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом своей Родины?

Есть ли у вас богатырские качества, и как их можно применить в   жизни?

• Кого из современных персонажей книг,  фильмов,  граждан страны можно назвать богатырем, патриотом России?

 

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей  земле,
Не топтать их коням землю  Русскую,
Не затмить им солнце наше   красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!

 

8)Знакомство с прототипом Ильи Муромца

Учитель:   Не случайно слово «былина» созвучно слову « быль». Не все знают, что не Илья Муромец не выдуманный герой, что жил он на самом деле неподалеку от Мурома. Кстати, предки наши XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность — воин, который много лет состоял в дружине киевского князя Владимира — был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Прототипом (реальным лицом для создания художественного образа) былинного героя считается силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илья Муромец. Он скончался около 1188 г., погиб, защищая Киев от набега половцев.

Посмотрите на реконструкцию внешнего вида Ильи Муромца.

Герой былин является святым Русской Православной Церкви. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще 69-ти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.

Почитаемые мощи Святого находятся в Киево-Печерской Лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома».

В. И. Даль в своей сказке о  богатыре  замечает, что «Муромского богатыря давно уже нет на свете, да память по нем жива; а на родине его, на селе Корочарове, и поднесь видимо лежит благодать Господня; о чем вам, Православные, коли случится быть на селе проездом, всякий мужик расскажет обстоятельно».

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы.

5.Подведение итогов

Учитель: Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На столах- памятка написания синквейна.

 

Синквейн

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

  Воин

 

 Работали  вы дружно, сплочённо. А где дружбой дорожат, там враги дрожат.    И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется, во времена лихолетные, ворогов отвратить, Родину –мать защитить!

6.Постановка задания на дом 

Вариативное задание: Нарисовать богатыря, написать материал в газету о сегодняшнем уроке.

 

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы занятие вам запомнилось, поэтому дарю каждому из вас  маленькое, но «смелое»   СЕРДЦЕ!

Материал для 1 группы

 Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в — русский художник и архитектор, мастер живописи на исторические и  фольклорные сюжеты.

Н. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет. На ней изображены три русских богатыря  на заставе. В центре стоит самый сильный и мудрый богатырь - Илья Муромец.У Ильи вороной богатырский конь.

У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё и серебристый щит, а другой рукой он держит палицу булатную. На плечах  железная кольчуга. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Не пройти врагам на Святую Русь, пока охраняют ее русские богатыри!

 

Материал для 2 группы

Работа с отрывками из былин.

-

1.А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту с
илушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.

 

( Исцеление Ильи Муромца)


2.Ай тут ст
арыя казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разр
ывчатый,
Во свои берет во белы он во р
учушки.
Он тет
ивочку шелковеньку натягивал,
А он стрел
у калёную накладывал,
Он стрел
ил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со кос
ицею,
Он спустил-то Соловья да на сыр
у землю.


( Илья Муромец и соловей –разбойник).

 

3. Он пустил коня да богатырского
По тому раздольицу чисту полю
Во тую во силушку великую,
Стал конем топтать да и копьем колоть
И он бьет-то силу, как траву косит,-
У Ильи-то сила меньше ведь не ставится,

На добром коне сидит Илья, не старится.

(Илья Муромец и Калин-царь)

Категория: Мои файлы | Добавил: Angelika
Просмотров: 12081 | Загрузок: 848 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Опрос

Слово "привет" уместно в общении с
Всего ответов: 103

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0