Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Четверг, 25.04.2024, 07:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Знакомство с темой «Новомученики и Исповедники ХХ века»
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь». Святитель Игнатий Брянчанинов
Россия переживает сейчас один из самых драматических периодов в своей истории - кризис духовности. Общество, не имеющее своих идеалов, обречено. Отвергнув прежние духовные ценности, мы не предложили подрастающему поколению ничего взамен. Объявленная как благо деидеологизация общества на деле расчистила место бездуховности. Именно поэтому в обществе остро встала проблема воспитания патриотизма и духовности - того, без чего нельзя возродить величие России. Основной задачей становится возрождение национального исторического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре и приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям. В условиях кризиса духовности знакомство учащихся с житием новомучеников и исповедников может важнейшим источником воспитания духовности, патриотизма и нравственности.
Российские новомученики стали не просто жертвами репрессий. Они были, есть и будут живым примером поведения настоящего христианина. Трагедия произошла, и уже нельзя что-либо изменить в прошлом нашей страны или тех людей, кто стал жертвами репрессий. Но очень важно именно сейчас осмыслить свою память, если не хотим, чтобы трагедия повторилась. Именно от этого и зависит наше достойное будущее. Иоанн Кронштадтский сказал,что «на костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой во Христа Бога». Поэтому житие новомучеников и исповедников может послужить для детей ориентиром в стремлении к нравственному совершенству, идеалом. За минувшее столетие Россия явила миру такой сонм святых мучеников и исповедников, который можно сравнить с подвигом первых христиан. Учащиеся должны понять, что Подвиг мученичества является центральным духовным явлением в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением православной веры. Огромнейшее количество людей разного общественного положения, различных национальностей, отличающихся друг от друга условиями существования и телесной крепостью, готовы пожертвовать всем: имуществом, положением, семьёй, самой жизнью, если требуется этой жертвой подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога. Пример мучеников чрезвычайно важен, так как дает понять и то, что жизнь не ценнее вечности. Для знакомства с темой используются :
  • Уроки ОПК
  • Внеурочная деятельность по предмету
  • Проектная деятельность
  • Реализация проекта «Ангел милосердия»
  • Работа с архивными материалами
  • Работа с электронными ресурсами
  • Внеклассные мероприятия
  • Изучение темы в рамках подготовки к олимпиаде
  • Интегрированные уроки

    1. Уроки ОПК
В программе «Основы православной культуры» ( Самара) предусмотрены темы, знакомящие учащихся с темой мученичества и исповедничества. Учащиеся на уроках узнают, что такое мученичество, чем подвиг исповедничества отличается от мученичества, знакомятся с именами мучеников и новомучеников. В начальной школе к данной теме возможно обращение на следующих уроках:
Ø «Исповедники Веры Православной» ( 3 класс);
 Ø «Судьба страны – судьба семьи» ( 3 класс);
Ø «Красота мужества» ( 4 класс);
Ø «Защитники Святой Руси» ( 4 класс).
Большие возможности для раскрытия темы дают уроки в 6-9 классах. При изучении темы «Подвиг и его природа», «Молитвенный и жертвенный подвиг», «Монашество как благодатная твердыня» учащиеся знакомятся с жизнью Великомученицы Елизаветы Федоровны Романовой – образцом молитвенного, благотворительного и жертвенного подвига, семейной хроникой Романовых, последними днями Царственных Страстотерпцев. Несколько уроков посвящены Русской Голгофе - судьбе святынь и священнослужителей в ХХ веке, новомученикам Сызрани. При изучении темы «Церковь в период смуты начала ХХ века» ( 9 класс, 2 часа) учащиеся знакомятся с историей Церкви в период октябрьского переворота, гонениями на Церковь, репрессиями.
 2.Интегрированные уроки
Методика интегрированного обучения является одним из решающих факторов формирования всесторонне развитой личности. Успешному решению проблемы интегрированного обучения способствуют опыт преподавания литературы и русского языка, ведение предмета основы православной культуры. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности испорченной эпохи, в которую были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с историей. Именно интеграция позволяет познакомить учащихся с темой «Новомученики и исповедники». Так при знакомстве с творчеством А.И. Солженицына проводились уроки, знакомящие учащихся с понятиями «ГУЛАГ», «репрессии», «новомученики», и т.д. В процессе урока «Письма из ГУЛАГА. Завещание потомкам» (победитель конкурса методических разработок по творчеству А.И. Солженицына, материалы представлены на сайте школы), учащиеся знакомились с «Волнами репрессий» (создатель: профессор Емельянов), условиями жизни в лагерях, живыми свидетельствами истории- письмами из лагерей. Урок «Вольно дышит человек» позволяет познакомиться на виртуальной экскурсии с местом массового захоронения репрессированных (Бутовский полигон), Базой данных «Новомученики и исповедники», проектами учащихся по захоронениям в г. Сызрани. На минутках духовности целесообразно использовать произведения содержащие информацию о новомучениках: («Два героя- мученика за Веру, Царя и Отечество» («Зернышки», 2006г.), «На мосту жизни» (Б. Ганаго «О промысле Божием», 2004), рассказы протоиерея Николая Агафонова («Красное крещение», «На реках Вавилонских»). Для учащихся 9-х классов возможно выполнение исследовательской работы по теме «Новомученики ХХ века» по рассказам Н. Агафонова.
3. Внеурочная деятельность
3.1 Реализация проекта «Ангел милосердия»
Знакомство с темой предполагается при реализации проекта «Ангел милосердия» ( реализация в 2008-2010гг).
 Программа проекта «Ангел милосердия» предполагает знакомство с трагическими страницами истории нашей Родине и судьбой Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.
Участниками проекта являются учащиеся общеобразовательной школы 1-11 классов, родители, педагоги, с привлечением служителей церкви.
Программа предполагает через знакомство с подвижнической жизнью Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой привлечь внимание учащихся к таким проблемам, как благотворительность, милосердие, любовь к ближнему, создав, таким образом, условия для формирования и становления целостной личности с бога­тым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины.
Проект «Ангел милосердия» состоит из трех составных частей и направлений работы:
 1. Теоретическая: разработка программного обеспечения проекта «Ангел милосердия», комплекта методических материалов;
2. Практическая: проведение мероприятий духовно-нравственного и патриотического содержания;
3. Культурно-массовая: привлечение внимания общественности к теме мученичества, проблемам милосердия и благотворительности через СМИ.
 4. Результатами работы является:
1) Изучение вместе со школьниками истории благотворительности и биографии Елизаветы Федоровны Романовой, привитие навыков у школьников ведения комплексных исследований.
2) Разработка и внедрение в образовательный процесс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
3) Проведение акций по привлечению внимания к проблемам благотворительности и милосердия.
4) Осуществление занятости подростков в общественно-значимой деятельности.
5) Формирование нравственных мотивов поведения; повышение духовности, интереса к религиозно-нравственным и историческим ценностям.
 Оценкой деятельности по данному являются:
1) Сборник методических пособий для учителей;
 2) Опубликованные статьи, репортажи, рисунки учащихся.
3) Слайд-фильм "Ангел милосердия” с пояснительным текстом для дальнейшего тиражирования и использования в урочной и внеурочной работе. 4) Научно-исследовательские работы учащихся;
5) Результаты участия в мероприятиях творческой и научно-исследовательской направленности учащихся;
 6) Издание Книги «Елизавета Федоровна Романова. Жизнь как подвиг». Проект позволяет приобщить учащихся к духовным, националь­ным и общечеловеческим ценностям, воспитать личность с бога­тым духовным, социально-нравственным потенциалом, интересующуюся историей своей Родины; воспитать гражданина, готового служить Отечеству.
 
Направления деятельности

Создание мультимедийного Проекта, проведение мероприятия «Елизавета Федоровна Романова, Жизнь как подвиг»

Конкурс «Православная палитра», исследовательская деятельность учащихся

Издательская деятельность (Сборник творческих работ, Методическое пособие)

Всероссийский конкурс
«Святые заступники Руси»,
посвященный Е.Ф. Романовой

Акция «Подари детям радость» ( Игрушки и книжки для детского дома)

Акция «Хорошие книги- в добрые руки» ( Книги для Дома Ветеранов)

Программа заняла призовое место в Интернет- социальных проектах, опубликована на сайте: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewowner/user_id,8065/, издана отдельным сборником, напечатана в Сборнике материалов III Международного конкурса «Урок благотворительности», Самара, 2009, с. 85-92.
3.2. Работа с электронными ресурсами
 Закреплению и осмыслению темы способствует обращение к Интернет-ресурсам (работа с православными сайтами, православной медиатекой, виртуальные экскурсии. Например, на сайте газеты «Благовест»(http://www.cofe.ru/blagovest) размещается информация о тех, кто пострадал за Христа в начале ХХ века, учащиеся готовят информационные сообщения на эту тему). В 2009 году учащимися был создан сайт «Новомученики Самарской области», где собрана информация о новомучениках края. В рамках подготовки к Олимпиаде по ОПК учащиеся работали с «Базой данных» о новомучекниках ( сайт ПСТГУ)
3.3. Проектная деятельность.
  Проектная деятельность предполагает систематизацию информации по теме «Новомученики и исповедники ХХ века». Во внеурочное время идет работа по православному краеведению, ведь история некоторых православных храмов города неразрывно связано с темой новомученичества. Так в истории города Сызрани существовал Успенский храм, который был стёрт с лица земли в годы советского строя. Было принято решение возродить его на месте, которое было полито кровью соотечественников в Заусиновском овраге. Этот овраг в 30-е годы являлся местом захоронения расстрельных. Храм был построен к 2004 году, а в 2006 году установлен поклонный крест в память о жертвах репрессий. К сегодняшнему дню собрана информация о православных христианах, которые были захоронены в Заусиновском овраге. Всего найдено около 100 имён. Настоятелем храма Михаилом Гордеевым ведется сбор данных о всех, кто здесь обрёл своё последнее пристанище, чтобы увековечить их память на гранитных плитах поклонного креста. Учащиеся в рамках работы над проектом посетили успенский храм, взяли интервью у отца Михаила. Результаты работы представлены в проекте «Новомученики нашего края». После посещения "Бутовского полигона был создан После посещения Бутовского полигона был создан мультимедийный проект «Русская Голгофа». В рамках проектной деятельности предполагается также работа в архивах.
 
 3.4.Внеклассные мероприятия
Традиционными внеклассными мероприятиями в школе стали такие мероприятия, как «Елизаветинские чтения», «Православная палитра» к которым проводится конкурс рисунков, творческих работ учащихся, выпускается сборник творческих работ; презентация проектов, посвященных Семье Романовых. Думается, что дети не остаются равнодушными, знакомясь с жизнью мучеников Российских. Они учатся сочувствовать, сопереживать, учатся милосердию и любви.
Приведу выдержки из работ, посвященных Великой княгине:
 «Есть на свете люди, жизненный путь которых оставляет не только след на земле на долгие-долгие годы, но и свет, подобно тому, как светят звезды, находящиеся далеко от нас. Именно таким человеком, на мой взгляд, является Елизавета Федоровна Романова, жизнь которой - пример для людей». ( Быстроченко Ксения)
 
«Есть ли в России подобное тому, что сотворили своими руками и сердцами в Мире Мать Тереза, Альберт Щвейцер, Ян Коменский, Луи Пастер, Принцесса Уэльская Диана? Безусловно! Можно назвать целый список людей, которые совершали в своей жизни дела Богоугодные. Среди них- имя Преподобной Великомученицы Святой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой. …Восхищаешься силой ее духа, и еще больше - Всеобъемлющей силой ЛЮБВИ, которая пронеслась сквозь годы и до сих пор освещает наше бренное существование ярким, ровным, добрым светом». (Лямаев Петр, 9в класс)
 
 «Елизавета Федоровна погибла от рук палачей 18 июля 1918 года. Но не погибло с ее смертью то доброе, что она дарила людям. Она оставила нам, потомкам, завет- жить, как учит Господь, любя людей, в согласии с собой и миром. Жизнь ее и мученический подвиг учит не словами, а делами своими прославлять Христа» ( Королева Наталья, 9г класс).
 
«По моему мнению, Елизавета Федоровна совершила духовный подвиг, потому что в свои последние минуты у Алапаевской шахты она прощала своим убийцам, ибо не ведали они, что творили. Возможно, суть женщины в мужестве оставаться в любых, даже самых трагических обстоятельствах, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию вплоть до полного самоотречения». (Умывалкина Елена, 9а класс)
 
Работы учащихся вышли отдельным сборником, опубликованы на сайте «Благовест», вышли в газете «Вознесение», «Благовест».
Таким образом, знакомство с темой мученичества позволяет учащимся познакомиться со страницами истории нашей Родины и судьбами людей в контексте истории, понять, что личности новомучеников и исповедников Российских – это живые документы, указывающие обществу, что есть люди подвига, веры и ясно осознанной цели. Обращаясь к подвигу новомучеников, мы можем возродить в нашем народе веру, благочестие и доброделание, восстановить национальное историческое самосознание.
Категория: Мои статьи | Добавил: Angelika (18.04.2010)
Просмотров: 5613 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 vipgod • 19:27, 12.02.2012
Отличная статья, мне нравится, достойно.
avatar
0
2 Liska • 21:24, 08.03.2012
Хотелось бы видеть надпись будет continied
avatar
0
3 emublinkile • 09:46, 12.11.2012
Данный пост — одно из редких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору.
avatar

Форма входа

Поиск

Опрос

Слово "привет" уместно в общении с
Всего ответов: 106

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0