Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Четверг, 18.04.2024, 19:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

 

Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,

 кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.

В.А. Сухомлинский

       Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который  и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

         Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

         Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания.  На первый план  вышли субъект-субъектные отношения. И системно-деятельностный подход становится основополагающем в учебно-воспитательном процессе. Поэтому нужно «перекраивать»  уроки. Герой современного  урока - Ученик, а не учитель-транслятор знаний, истин и формул.  Измениться должны и методы (способы) подачи материала. Ребенок должен осознавать себя частью этого мира, с какого урока или внеклассного мероприятия он бы  ни вышел, поэтому на первый план выходят метапредметные технологии  преподавания, позволяющие формировать целостное мировоззрение, так как  проблемы XXI века требуют междисциплинарного подхода. Именно метапредметные технологии культивируют  другой тип сознания  у учителя и ученика. Метапредметный подход предполагает, что ребенок  не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает УУД, сам добывает  информацию о мире. Это требование ФГОСов. Идеальная форма  метапредметного урока – проектное исследование. В результате такого урока  формируются метоумения  ( УУД: обобщение, анализ, систематизация, синтез, умение отличать факты от мнений и др.)

           Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение- это один из лепестков цветка, который называют воспитанием»,- говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане - ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС  -- интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции  может быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как учебное и социальное  проектирование, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

          Учебное и социальное проектирование позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных  задач. Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК  рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность. 

          Социальное проектирование — вид  деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования  ребенок  формирует свою « Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром.  В результате совместной деятельности, в ходе которой  ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется  «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.

             Социальное проектирование имеет четкую структуру: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как самостоятельные виды деятельности, но чаще всего выступают как  взаимодополняющие виды деятельности. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

           Социальное проектирование – активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.  Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»,  выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

            Социальные проекты обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их  использования во внеурочной деятельности.   В проектировании  ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

          ФГОС – это система  интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование,  будет достигать  трёх уровней результатов:

  • приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

     формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

    получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

           Результат воспитания будет достигнут    в том случае, если  воспитательная деятельность  не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

   Социальный проект «Ангел милосердия» предполагает знакомство  с трагическими страницами  истории нашей Родины и  судьбой Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Проект предполагает через знакомство с подвижнической жизнью Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой  привлечь внимание учащихся к таким проблемам, как благотворительность, милосердие, любовь к ближнему, долг, патриотизм, создав, таким образом,    условия  для формирования  и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом,   гражданина и патриота своей Родины.

   В результате работы над проектом  была изучена биография Елизаветы Федоровны Романовой, разработаны и внедрены в учебный процесс мероприятия по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию, проведены акции по привлечению внимания к проблемам благотворительности и милосердия, созданы мультимедийные фильмы, сборник творческих работ учащихся.

           Социальный проект «Белые ленточки памяти»,  рассчитанный на 2 года ( первая часть проекта реализована в 2011-2012г. в ГБОУ СОШ № 14 г. Сызрани) предполагает на основе освоения  различных способов деятельности развивать личность  учащегося, способствует ее социализации.

         Актуальность проекта, способствующего сохранению исторической памяти, увековечиванию памяти о политзаключенных, репрессированных в 30-е годы ХХ столетия, очевидна.  В процессе работы учащимися осуществлялся сбор  информации о местах расстрела репрессированных в г. Сызрани; проводились социологический опрос, экспедиция на место расстрела, интервьюирование о. Михаила, настоятеля Храма Успения Божией Матери, ведущего поисковую деятельность, жителей города на предмет  необходимости установления на месте расстрела памятника жертвам политических репрессий, так как его нет в городе Сызрани; проводилась работа по привлечению  внимания общественности (горожан) к проблеме памяти: информирование  жителей города о событиях 1937-1938гг. (подготовка информационного буклета), написание учащимися статьи в газету « Волжские вести»,  спец-выпуск школьной  газеты «Парта», создание странички-навигатора «Новомученики Самарской области».

В результате работы

  •  заложена «Аллея Памяти» на месте расстрела политзаключенных в Заусиновском овраге - месте массового захоронения политических заключенных;

    проведена акция «Белые ленточки памяти» (учащиеся и родители привязывали белые ленточки (символ чистоты и невинности убиенных) на деревца посаженной аллеи, привлекая горожан.

    проведен  публичный урок-презентация проекта.

            Деятельностный подход  при знакомстве с темой репрессий ( учащиеся старшей школы знакомятся с этой темой также  на уроке истории и литературы ( А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Тендряков «Хлеб для собаки», Л. Чуковская «Софья Петровна» и др.) позволяет не только формировать УУД (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.), но и формирует социальные компетенции, развивает личностные качества, гражданскую позицию.

            Поэтому социальное проектирование ходе учебной деятельности школьника  можно рассматривать как «методический прием организации учения», позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей цели образования - гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонюк С.В. WEB-справочник для педагогов и старшеклассников

«Как разработать социальный проект» //http://eidos.ru/dist_teacher/

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. - М., 1989.
  2.  Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань, 1994.
  3. ФГОСы нового поколения// http://kna-school-15.narod.ru/p112aa1.html

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Angelika (17.11.2012)
Просмотров: 7902 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Опрос

В слове "баловать" ударение падает
Всего ответов: 131

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0