АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Несколько слов о проблемах в образовании
ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое эссе
Трудно не согласиться с мнением, что
образование воздействует на общество: его
ценности, цели, духовный и творческий потенциал.
Следствием того, что основным в школе стало
овладение ЗУНами, а становлению человека,
духовному воспитанию уделялось в последнее
время меньше внимания, на мой взгляд, возникла
проблема «духовной дезориентации»
подрастающего поколения.
Чем же современные органы управления
образованием откликаются на создавшееся (не
сегодня, а значительно раньше!) положение? Все
бо'льшим и бо'льшим объемом теоретических
сведений в учебниках. В стандарте образования
родной язык давно уже объявлен всего лишь
коммуникативным средством и включен в
информационный блок среднешкольного
образования.
Но ведь родной язык, отечественный (так у
Ф.И. Буслаева), язык отцов, язык Отчизны, язык
нашей культуры, – это средство духовного
развития личности, канал познания мира, традиций
народа, его философии и верований.
К.Д. Ушинский видел воспитание и развитие
личности в том, чтобы прививать уважение и любовь
к родному языку; развивать дар слова (языковую
способность по современной терминологии);
формировать умения слушать, говорить, читать,
письменно оформлять свою мысль. Тут и внимание к
орфографии и каллиграфии, выразительности речи,
быстроте и точности выбора слова, логике и
композиции речи; изучению литературных образцов
– словом, всему лучшему, что создано на русском
языке народом и мастерами слова. Тут и осознание,
изучение языковой системы, работающей
практически. Ушинский пишет: «Каждое
грамматическое правило должно быть выводом из
употребления форм, уже усвоенных детьми».
Каково место языковой теории в обучении? За
последние 40 лет сделано весьма много для: а)
повышения роли теории; б) количественного
увеличения самого объема теоретического
материала; в) его структурной перестройки
(системность, сопоставления, алгоритмы действий,
моделирование, обобщающие схемы и пр.). При этом
языковой теоретический материал подается
школьниками по-новому: методы с
объяснительно-иллюстративного уровня подняты до
поискового, проблемного, исследовательского
уровней.
Каковы же результаты повышения уровня и роли
теоретического материала?
Можно признать, что сдвиги в есьма значительны:
школьная грамматика приблизилась к научной; в
некоторых программах и учебниках введено
понятие фонемы, наклонения и залога
глаголов – очень высокий уровень
абстрагирования; появились коммуникативно
ориентированные курсы, делаются первые шаги на
пути функциональной грамматики, вводятся
элементы словообразования и даже этимологии,
стилистики…
Ошибкой было бы отрицать роль теории (в данном
случае – языковой) в развитии интеллекта. Но
можно ли недооценивать развитие эмоций,
образного мышления, воображения, эстетических
чувств, нравственных устремлений, порывов
творчества?
Современная концепция обучения русскому языку
в общеобразовательной школе предусматривает
обновление содержания и методов преподавания
родного языка, в частности овладение ценностями
духовной и материальной культуры через язык.
Язык, культура и человеческая деятельность тесно
взаимосвязаны: а) культура не может обойтись без
опоры на ту или иную знаковую систему; б) язык и
культура не могут существовать вне сферы
человеческой деятельности. Это «родство»
позволяет рассматривать проблему в едином
контексте: язык – культура – человек. В
методическом плане это можно представить как
приобщение учащихся, членов социума, к
национально-нравственным ценностям своего
народа в процессе изучения родного языка.
В настоящее время в методической литературе
преобладает точка зрения о необходимости
культуроведческого подхода к изучению языка,
поскольку язык как один из основных признаков
нации выражает национальную культуру, а культура
становится предметом изучения при обучении
языку.
Культуроведческий подход предполагает
усвоение учащимися в процессе изучения языка
жизненного опыта народа, его культуры
(национальных традиций, религии,
нравственно-этических ценностей, искусства) и
духовно-эстетическое воздействие на мысли,
чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой
подход предусматривает соединение языка и
культуры в процессе формирования
коммуникативной и культуроведческой
компетенции обучаемых, обогащение их словарного
запаса фоновой лексикой, словами с культурным
компонентом, искусствоведческими терминами,
развитие связной речи, создание предпосылок
общения в социально-культурной сфере.
Обратимся еще к одному важнейшему аспекту
обучения школьников – к развитию их речи. К
сожалению, в области овладения культурой
устной и письменной речи явных ощутимых успехов
не заметно. Крайне медленно растет культура
общения – и в быту, и в школе, и в деловой сфере.
Наша методика сосредоточила все свои силы на
модели «говорящий – слушающий», на результате
общения как восприятия информации. Таким образом
обедняется эмоциональная функция языка. Мы сами
себя обкрадываем.
Недостаток так называемой «работы по развитию
речи» в том, что она замкнулась на собственно
речевых задачах, стала автономной по отношению к
предмету речи, ее содержанию, в нашем случае –
к читательской позиции ученика, отсутствие
которой исключает сколько-нибудь полноценное
высказывание.
Чтобы оно состоялось, но не на уровне
школярских штампов, а как живой монолог,
необходимо преодолеть препятствие, которым, как
ни странно, становится сам урок. Общение с
художественным произведением, «разговор» с
художником слова всегда индивидуален и
неповторим. Фронтальный урок в его сложившихся
дидактических формах лишен такой возможности.
Как же быть? У словесника единственный выход –
найти достаточно гибкую, творческую форму урока,
где бы индивидуальность ученика, его «я»
получили максимальный простор, сталкиваясь с
иными читательскими индивидуальностями, которые
не заглушали бы друг друга «единым» восприятием
произведения, к чему зачастую настойчиво ведет
класс учитель, подгоняя мнения и чувства ребят
под собственную позицию как под «общий
знаменатель», напротив, обостряли бы
самобытность и даже критичность прочтения
художественного текста и учениками, и самим
учителем.
При этом вопросы, задания, подчас неожиданно
трудные, исходят не столько от учителя, сколько
от самих ребят, наконец, от писателя и его
творения, которое и подсказывает им любые
проблемы. Ученики смело выносят их на уроки и
говорят о произведении то, что им хочется
сказать, а не то, что хотелось бы услышать нам.
Как учитель словесности я давняя поклонница
метода Е.Н. Ильина. Для него литература –
прежде всего средство нравственного воспитания
личности. Герой его урока – ученик. Мне очень
близка такая позиция учителя-словесника. И все же
мне хотелось бы, чтобы на моих уроках литературы
на равных существовали бы два направления:
нравственное воспитание личности на лучших
образцах художественных произведений и
литературоведческое образование, позволяющее
вместе воспитать думающего читателя. В этом мне
помогают «Уроки свободных мыслей» и «Минутки
поэзии».
Итак, проблемы обозначены, и нужно как можно
быстрее найти выход из сложившегося положения. А
для этого необходимо пересмотреть цели
образования: не только овладевать ЗУНами (это
внешняя форма), а работать над становлением
личности подрастающего поколения, воспитывать
человека с богатым внутренним миром. «Чтобы не
превратить ребенка лишь в "хранилище знаний,
кладовую истин, правил и формул”, надо учить его
думать». (В.А. Сухомлинский)
А.И. ЗИМИНА,
г. Сызрань,
Самарская обл.
Источник: http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200801401 |