Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Четверг, 28.03.2024, 15:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Внеклассное мероприятие по русскому языку " В музее русского языка"
[ Скачать с сервера (98.0 Kb) ] 17.04.2010, 23:47
«В музее русского языка»
 Цели:
v знакомство с историей русского языка;
v воспитание любви к родному языку;
v формирование бережного отношения к языку.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная ( при подготовке к мероприятию).
Направление: «Великий и могучий» .
Использование СОТ:
 - ИКТ;
-здоровьесберегающие технологии,
-игровые технологии.
Участники: учащиеся 5, 7-8 классов
Оборудование: электронная презентация ( включает в себя иллюстративный материал, музыкальное оформление), стенгазета по истории языка, выставка книг.
Мероприятие проводится совместно с учениками 7-8 классов.
Ход занятия
Оргмомент (звучит музыка) Выходят ведущие ( экскурсоводы)
 1 чтец:
Родные, знакомые предкам слова
уходят из обихода.
А с ними история предков и жизнь.
Все дальше от нас год от года.
К словечкам от бабки привадила мать,
Милы они с самого детства.
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства
Но как отстоять его, не растерять,
И есть ли такие средства? (А. Яшин)
1 Экскурсовод: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем необычном музее- Музее русского языка. В музее находятся удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство- русский язык.
 2 Экскурсовод : Язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времени, связь поколений.
И сегодня мы приглашаем в 1 зал нашего музея: «Рождение Языка» ( Выходят Кирилл и Мефодий).
Мефодий: Мы, брат, Кирилл и Мефодий, те самые братья из греческого города Салоники, которые придумали русский алфавит.
 Кирилл: Мы с превеликим удовольствием проведем для вас увлекательный экскурс в историю возникновения славянской письменности.
 Кирилл: То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю. Мефодий: Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать. Однажды могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – от сопротивления.
Кирилл: А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: "Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел”. Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.
 Мефодий: Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными тогда, когда другие народы уже читали и писали книги. Они писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной веревке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые Волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти библиотеки в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными — клубки могли разматываться, веревки рваться, слова - узелки легко забываться, однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли».
 Кирилл: И вот в 863 году произошло важное событие. Мы с братом по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Этот алфавит назывался «глаголица», от слова глагол, что обозначает "речь”, "слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали мы ее основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.
Мефодий: Позднее, в Болгарии, наши ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Кирилл: Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы (на экране проецируется кириллица).
Мефодий: Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
Кирилл: Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать.
Мефодий: Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.
1чтец
По широкой Руси - нашей матушке
 Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
 За труды свои прославляются.
 2 чтец
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
3 чтец
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
( Выходят экскурсоводы).
 1 Экскурсовод: а мы с вами переходим в другой зал: « Русский язык в 18 веке».
2 Экскурсовод : … может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
1 Экскурсовод: Конечно же, речь пойдет о «первом русском университете»- Михаиле Васильевиче Ломоносове. ( выходят Докладчики)
1. Докладчик: М.В.Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, -казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное…Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.
2. Докладчик: …крестьянский сын Михайло Ломоносов научившийся читать и писать у местного дьячка и прочитавший лишь две светские книги –Арифметику Магницкого и Грамматику Смотрицкого решил стать ученым. Михаил Васильевич Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке, художественной литературе, языкознании, искусстве и просвещении.
1. Докладчик: Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.
( выходит «Ломоносов», садится за стол, берет в руки перо и, задумываясь, произносит слова)
 Ломоносов: Ой, и богат русский язык! В нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языка.» Однако русский язык сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Первоочередная задача – очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. Как же это сделать? ( задумывается) В российском языке есть три рода речений, то есть, три рода слов. К первому относятся слова, общие для славянского и русского языка, например, слава, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например, отверзаю, взываю. К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, это чисто русские слова. От различного сочетания слов этих групп и рождаются ТРИ ШТИЛЯ- высокий, средний и низкий. Высокий штиль торжественный, важный, складывается из слов 1 и 2 групп. Им должно писать поэмы, оды. Средний штиль состоит из слов первого и третьего рода. Этим стилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры. Низкий штиль состоит исключительно из русских слов. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни.
2 Докладчик: Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами.
1 Докладчик: Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота и другие. Многие научные слова он упростил: вместо квадратуум- квадрат, оризонт- горизонт, вместо препорция- пропорция.
2 Докладчик: Русский язык совершенствовался в произведениях А.Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина…
1 Экскурсовод: а мы с вами переходим в другой зал: «« Русский язык в 19 веке».
2 Экскурсовод: « Языку нашему надобно воли дать, своеобразно с его духом»,- писал А. С. Пушкин. Пушкин относился внимательно к простому слову. Уже ранние заметки Пушкина свидетельствуют о поисках источников развития и усовершенствования русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигаются источники народные, фольклорные. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.
Чтец ( со свечой в руках):
Все было мудро предназначено Судьбой
- и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
 Руками крепостной Арины.
В светелке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Чтец: А кто он ей?
 Не сын. Не внук- дитя господское.
И все же Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
 Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
И не к нему ли Всяку ночь
Арина шла со сказкой сладкой?-
 Весьма до сказок был охоч
Ее питомец ненаглядный.
Что сказки?- Вымысел один.
 Скорее, детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более, чем сказки.
 А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал: Там русский дух!
 Там Русью пахнет! И свободой.
Хоть до свободы путь далек,
Но сказки правду говорили.
 И добру молодцу намек
Уже звучал в устах Арины.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала.
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
 И душу певчую его
 Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
 Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.
Найдет ли счастие- как знать?-
 Кудрявый мальчик со свирелью?
А ей теперь в веках стоять
 Над этой светлой колыбелью.
 (Н. Доризо «Арина Родионовна»)
 
 Инсценировка отрывка «Сказки о Царе Салтане…»
 1 Экскурсовод: Александр Сергеевич считал народную речь «живым и кипящим источником». Им был выдвинут принцип «нагой простоты языка», и Пушкин в поэзии смело использовал бытовую лексику народной жизни. Освободив литературный язык от искусственных запретов и канонов, Пушкин открыл путь для его естественного и свободного саморазвития.
Чтец:
 Все в нем Россия обрела-
 Свой древний гений человечий,
 Живую прелесть русской речи,
 Что с детских лет нам так мила,-
 Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка- ода!
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит!
 Все в нем Россия обрела-
 Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни. И страданье…
Гармония- суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье,-
 Есенина через столетье,
Чья грусть по- пушкински светла.
 Все в нем Россия обрела,-
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила,-
 Все в нем Россия обрела.
 И никогда ей так не пелось.
 2 Экскурсовод: В развитии современного русского языка , формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова- писателей 19 ( начала 20 ) века: М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова…)
Чтец: -Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
1 Экскурсовод: Одним из крупных событий 19 века является издание четырехтомного словаря В.И. Даля (в нем собрано более 200 тыс. слов)
Чтец: Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
 В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах- события печать,
Огни дались не даром человеку.
 Читаю: «Век. От века. Вековать.
 Век доживать. Бог сыну не дал веку.
 Век заедать. Век заживать чужой…»
 В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Не, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
1 Экскурсовод: а мы с вами переходим в другой зал: «« Русский язык в 20 веке». Валерий Брюсов писал: Но побеждён иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – Мститель мой, Ты – мой Спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо предо мной!
1 Экскурсовод: 20 век-это век научного подхода к изучению языка. Это исследования Л. В. Щербы, И.И. Срезневского… Большой вклад в развитие языка внесен составителями словарей: С. И. Ожеговым, Д.Н. Ушаковым, И.С. Ильинской, и др. Именно словари являются отражением и развития и обогащения языка и русской культуры.
2 Экскурсовод: Зал «Век 21». Новый век только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Чего стоят иностранный слова, бурным потоком хлынувшие в родной язык; язык «СМС», «Чатов», «Асек»… Кажется, мы совсем забыли, что родной язык- «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает …Пушкин». Язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя «велик и могуч», певуч и звучен. Уже сегодня мы должны задуматься над тем, какой язык мы оставим в наследство нашим потомкам? Вряд ли они поблагодарят нас за то, на что мы променяли язык Пушкина…
1 Экскурсовод: Писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть.. Язык- это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Как всякое живое на земле не может смириться со своей смертью, так и живая нация тоже не может смириться перед лицом деградации своего языка.
2 Экскурсовод: вы не поверите, но в нашем музее есть еще один зал « Русский язык.Век 101».
Чтец: Шел на Земле сто первый век,
 И путь Земли был мудр и долог,
И жил на свете человек,
Чудак, а проще - археолог.
И как-то под пластами лет,
 Под массой всяких наслоений
Он странный отыскал предмет,
 Изделье давних поколений.
Предмет был сделан из листков,
Сухих и желтых, словно осень,
Таких прозрачных, что легко
Сквозь них струилась неба просинь.
И археолог в тишине
С листков очистил пыль забвенья
И прочитал на желтизне:
«Я помню чудное мгновенье»
 И вдруг постиг он, что окрест
 Поет и плещет мирозданье,
 Что он всю жизнь несет свой крест
 Любви, надежды и страданья.
 И археолог счастлив был,
Так счастлив, что и не заметил,
 Как те листки рассыпал в пыль
 Уж слишком современный ветер.
И запах легкий, как печаль,
Исчез в последнем дуновенье,
Но в сердце колокол звучал:
«Я помню чудное мгновенье». ( О. Лебедушкина «Фантастическое»)
1 Экскурсовод: Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!
 Чтец:
Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
 Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
 Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский)
Категория: Мои файлы | Добавил: Angelika
Просмотров: 15194 | Загрузок: 1098 | Рейтинг: 3.8/12
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0