БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ
Цели:
v
формирование такого морального понятия, как «честь»;
v
побуждение уважения к
самому себе;
v
развитие стремления к нравственному совершенствованию;
v
формирование нравственного самосознания и ответственности.
Формы работы: фронтальная,индивидуальная ( при подготовке к мероприятию).
Направление: «Общение и развитие»»
Использование СОТ:
-здоровьесберегающие технологии,
-игровые технологии;
Форма проведения: диалог
Предварительная
подготовка: учащиеся готовят пословицы и поговорки о чести.
Ход
занятия.
1.Оргмомент
2. Беседа
-
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как честь. Посмотрим, что означает это понятие. Открываем толковый словарь В Даля: «Честь -внутреннее нравственное достоинство
человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Согласны ли
вы с этим определением?
-Как вы понимаете, что
такое честь? ( «Мозговой штурм»)
-Человек чести уважает в себе личность? А в других?
-А как о чести говорит народная мудрость?
Ученики зачитывают домашние заготовки- пословицы,
крылатые выражения о чести:
Не
в бороде честь - борода и у козла есть.
Всякому своя честь дорога.
Честь на волоске висит, а потеряешь - и канатом не
привяжешь.
Не кусок пирога, а честь дорога.
Береги платье снову,
а честь смолоду
Александр Сергеевич взял
одну из пословиц эпиграфом к своему произведению «Капитанская дочка». Какую?
Как вы понимаете ее смысл?
- Приведите героев
литературных произведений, которых можно назвать людьми чети, бесчестными?
- Человек чести. Каков он? ( заполнение
таблицы)
доблестный
|
|
справедлив
к себе и окружающим
|
честный
|
|
добрый
|
благородный
|
|
щедр
|
у
него чистая совесть
|
ЧЕЛОВЕК
ЧЕСТИ
|
готов
к самопожертвованию
|
уважает
других людей
|
|
критичен
в оценке своих поступков
|
пренебрегает
личным благом ради других
|
|
боится
запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками
|
-Ф.
Шиллер: «Честь дороже жизни»! Согласны ли вы с этим утверждением? ( ответы)
- Как вы
понимаете слова В. Шекспира: «Моя честь – это моя
жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет
конец».
-К
понятию «честь» близко понятие «достоинство». В словаре В. Даля читаем: «Достоинство – совокупность высших моральных качеств,
уважение этих качеств в самом себе, самоуважение».
- Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него
отсутствуют? ( зло, лень, нерадивость, зависть, малодушие, бессовестность, ложь
и др.)
- Можно ли научиться быть
человеком чести? Что нужно сделать для этого?
Учиться быть человеком - это значит духовно развивать
себя, овладевать знаниями, нравственными качествами, эстетической культурой,
глубокой верой и сильной волей.
3. Обсуждение Кодекса чести.
-Предлагаю обсудить кодекс чести
старшеклассника ( составлен творческой
группой учащихся), чтобы руководствоваться им в
своей жизни:
КОДЕКС
ЧЕСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
КОДЕКС
ЧЕСТИ - ЭТО КОДЕКС ЧЕСТИ ДЛЯ ВСЕХ
1. Честь – это нравственное достоинство
человека, доблесть и честность,
благородство души и чистая совесть.
2. Честь и достоинство – величайшие
ценности. Хочешь быть человеком Чести –
будь им.
3. Человек Чести имеет высокие убеждения
и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, а не идолами; он не подражает
большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою
индивидуальность.
4. Человек Чести соблюдает правила
поведения и законы школьной жизни, защищает ценности своего школьного
коллектива, дорожит честью школьного
братства, как своей собственной. Словом, делом, примером своей жизни
приумножает славу родной школы!
5. Человек Чести уважает себя и окружающих.
6. Человек Чести защищает слабого,
приходит на помощь товарищам,
стремится жить с пользой для
людей и для себя.
7. Человек Чести почитает
святыни Отечества, уважает историю своего народа и своих предков,
укрепляет и развивает свои традиции.
8. Человек Чести
постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему нужна гармония
ума и чувства, слова и дела.
9. Человек Чести дорожит школьным
товариществом.
4. Подведение итогов
занятия
Можно провести в
форме составления синквейна
Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:
1
строка
Одно
существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2
строка
Два
прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3
строка
Три
глагола, раскрывающих действие понятия.
4
строка
Фраза
на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
5
строка
Одно
слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с
понятием.
Человек чести
Справедливый, доблестный
Уважает, чтит, защищает,
Святыни благородно защищает.
Достойный.
|