Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Вторник, 11.12.2018, 10:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации.

Думаем, исследуем , творим.

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили.

 Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,    активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

В основе  моей  работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое  представлено виде авторского  педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

 

. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. 

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима  или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

ü      Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

ü      Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

ü      Оригинальна, комбинирует различные находки.

ü       Работа приносит ей удовольствие.

ü      Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

ü      Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития( творчества), взяв за основу  систему развивающего обучения  с направленностью на развитие  творческих качеств личности   (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления)  .  Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной  творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение  правового демократического общества.

Задачи:

Ø      формирование творческого потенциала  личности посредством использования различных  видов    деятельности в рамках программы «Творческая мастерская».,

Ø      поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат.

  • развитие  индивидуальных  особенностей  каждого  ребёнка;
  • повышение  коммуникативной  компетентности  учащихся;
  • развитие  самоуважения  и  формирование  адекватной  самооценки;
  • формирование  потребности  в  творческой  самореализации  личности;

·         формирование  уважительного  отношения    к  личности  других  людей.

 

Развитие творчества  осуществляется посредством

  1. игровых форм работы, КТД,
  2. педагогических проб,
  3. интерактивных экспедиций,
  4. творческих презентаций,
  5. проектной и исследовательской деятельности,
  6. техник креативности.

Всегда стараюсь творчески подходить к организации  проектной деятельности, активно использую интегрированные  проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что  продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.   Ученики   разрабатывают  мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ, участвуют в дистанционном  Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся  «Портфолио» (опубликованы на сайте http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556957).

Проекты, выполненные при моем сопровождении,  отмечены на Всероссийском уровне:  Сборник эссе «Жизнь как подвиг опубликован на сайте «Интерне-педсовета», на сайте газеты «Благовест».

В 2008-2009 на финальном туре Олимпиады мои учащиеся . работали над Всероссийским проектом «Московский приход» (выпуск газеты о Храме мученицы Татианы при Университете: статьи,  заметки). Журнал опубликован на сайте: http://pravolimp.ru/pages/21

 

За последние три года моими учащимися было подготовлено более 170 творческих работ. Из них 67 были представлены для участия в творческих конкурсах на Всероссийском уровне.

Современные  формы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности.   Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции, участие в мероприятиях научной направленности.

Учащиеся принимают участие в научных конференциях, становятся победителями, работы учащихся публикуются на страницах газет, журналов, сборников научных конференций.

Статья

Публикация

 Федотова Ю. «Православный подтекст поэтики «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Публикация тезисов в газете  «Вознесение», № 3, март, 2007.

Севастьянова А. «Фразеологизмы библейского происхождения»

Публикация в журнале  «Русский язык»// Издательский дом «Первое сентября»,№ 15, 2009

Гладкая Н. «Особенности лирической прозаической миниатюры В.П. Астафьева»

Публикация на сайте фестиваля «Портфолио» http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556957

Яблочкина А.«Образы благочестивых  супругов в житиях святых»

Публикация на сайте фестиваля «Портфолио» http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556856

Потапов Н. «Язык компьютерных игр»

Сборник Материалов VII  городской молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал города-XXI веку»

Развить творческие способности позволяют  технологии ( техники)  креативности:

Метод смыслового видения.

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.

Синквейн – пишется в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, как правило, синоним 1 строки.

Метод символического видения

Ментальные карты

*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой  визуализации мышления. Ее используют  в процессе выработки  новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты ( лист ватмана) записывается ключевое понятие ( СКАЗКА), ученики записывают в процессе урока  возникающие у них мысли и чувства .

 

 

 

Метод мозгового штурма

 

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

 Правила проведения:

ü            Критика запрещена.

ü            Придумывайте как можно больше идей

ü            Подхватывайте и развивайте идеи других.

 

 

 

Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) —один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

 Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

 Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и  

подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

 Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп

1.      Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2.      Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3.      При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею

Мыслительные стулья Диснея.

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

 Стул мечтателя

Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

 Стул критика.

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Категория: Мои статьи | Добавил: Angelika (02.08.2011)
Просмотров: 18650 | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 112

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0