Сайт учителя Зиминой Анжелики Игоревны

Вторник, 11.12.2018, 10:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Беседа "О смысле жизни"
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 22.07.2011, 16:06

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

(Публикация в журнале «Классный руководитель»)

 

         Цели:

v            формирование  нравственного самосознания и ответственности;

v            отношение  к человеку, к его лич­ности на основе принципов гуманизма;

v            стимулирование нравственно ценных мотивов поведения.

Формы работы: фронтальная,индивидуальная ( при подготовке к мероприятию).

Направление: «Общение и развитие»»

Использование СОТ:

-здоровьесберегающие технологии,

-игровые технологии;

 Форма проведения: беседа

Участники: учащиеся 9-10 класса

 

Ход занятия

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? - Он нам непостижим.
Как много разных душ под колесом фатальным
Сгорает в пепел, в прах. А где, скажите, дым?

( О. Хайям)

1.                  Оргмомент

2.                  Беседа

Учитель: Смысл жизни. В чем он? Этот вопрос задавали философы, политики, поэты… Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый человек.

Дмитрий Голубков написал такие строки:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной,

Туманной  млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в

бесконечности...

Поколеньями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается -

Чтоб светлее стала вселенная.

 

-Давайте   вдумаемся в сокровенный смысл стихотворных строк, вынесенных в  эпиграф. За поэтической метафорой стоит извеч­ная загадка бытия — рождение новой жизни. Жизни, которая может пройти незамеченной или, наоборот, оставить яркий свет в памяти потомков. В самом деле, кто может сказать наверняка у колыбели младенца, как проявит он себя в будущем? Бесспорно одно: чело­век, спящий безмятежным сном, таит в себе огромные потенциальные возможности.  Помните, как в сказке Ш. Перро «Спящая красавица» к маленькой принцессе слете­лись феи и наградили ее разнообразными талантами — умением прекрасно петь, танце­вать, музицировать. И не нужно было затрачивать никаких усилий. Но  реальная  жизнь , в отличие от добрых волшебниц, не всегда бывает такой щедрой и доброй. Зачастую  человек не только  не развивает свои способности, но и идет против природы, губит свою жизнь. Почему это происходит? ( теряет смысл жизни).

 - А что такое «смысл жизни»? (  Возможен «Мозговой штурм» или использование  «Метода свитка» ( дети пишут на  одном  листе, затем ответ заворачивается и лист передается другому).

_ Как вы относитесь к философской интерпретации: «Смысл жизни –это то, что придает ей ценность?»

 А что придает жизни ценность? ( ответы)

-Современные психологи сделали интересное открытие: когда человек не знает, зачем он живет и от этого мучается, то это мо­жет стать причиной серьезных недугов. Вывод, который они дела­ют из этого факта, состоит не в том, что не стоит мучиться над этим вопросом, но в том, что смысл обязательно должен быть найден.

Огромный процент самоубийств, почти 100 процентов случа­ев наркомании, значительная доля преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни.

Но где и как искать этот смысл? И можно ли его вообще найти?

 

- Посмотрим, в чем видели смысл жизни философы, публицисты, поэты:

«Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.

«Смысл жизни - в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, благополучное будущее, новую форму организации общества.

«Смысл жизни в служении высшему» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование - вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия - путь к обретению человеком высшего блага - путь к самосовершенствованию человека. Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни.

Многие философы, такие как Платон, Аристотель, Кант, В.Со­ловьев в поисках смысла жизни пришли к тому, что необходимым условием его существования являются Бытие Бога и бессмертие человеческой души. Если есть Бог и если душа бессмертна, то смысл человеческого существования состоит в том, чтобы веч­но жить в любви с Богом, посвящать Ему свою жизнь и напол­нять свою жизнь Его жизнью.

Христианство утверждает, что бесконечная жизнь в любви с Богом как раз и соединяет в се­бе то, к чему стремятся все люди — полноту жизни и вечность. Ведь именно этим обладает Бог — полнотой Божественной жизни и вечностью. И все это Он дарит тем, кто Его любит. Он хочет по­дарить их каждому, но может это дать только тому, чье сердце для этого открыто.

У А.С.Пушкина есть стихотворение о смысле жизни, написанное в часы тяжелого состояния души, отданной (по словам самого поэта) «безумству, лени и страстям»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.

 

В ответ на это стихотворение Митрополит Московский Филарет послал поэту свои стихи, приведенные ниже:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Ум молчит, но сердцу ясно —

Жизнь от Бога мне дана.

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал...

Вспомнись мне, Забвенный мною —

Просияй сквозь сумрак дум, —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

 

В ХХ веке получает развитие парадигма «Смысл жизни - в самореализации». Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и «сделать себя».

В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.

«Увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро —это счастье всех людей, это уме­ние видеть и ощущать прекрасное» Эта точка зрения Д.С. Лихачева.

Смысл жизни в служении людям. Может быть,  великое счастье в том, чтобы чувствовать, что моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни?

Подумайте, ведь поэты, философы, музы­канты, изобретатели, художники, учителя,  вра­чи, инженеры в своей жизни делятся с людьми тем, что умеют и любят:умением, талантом, чув­ством.

Смысл жизни в том,чтобы приносить благо. Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты делаешь?» — спросил его путешественник. «А ты разве не видишь? Везу кирпичи», — ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал: «Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», — был ответ.Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл — все зависит от того, какое значение человек придает им, от того, почему и ради чего их совершает. Кстати, все знают из греческой мифологии, что царь Коринфа Сизиф был осуждён в загробном мире на то, чтобы вечно катить в гору огромный камень, который каждый раз будет срываться и падать вниз, а Сизиф снова и снова должен был катить его в гору. «Сизифов труд» - изнурительный и бесконечный, а главное- бесцельный. Но то было за грехи. В ХХ столетии гитлеровцы придумали для невинных узников концлагерей такую же пытку: носить тяжёлые камни из одного конца лагеря в другой без всякого смысла. И люди ломались…Когда этот смысл чем-то соприкасается с «Вечным», тогда и смысл жизни становится иным, видится в служении высшему началу, высшему благу и всему живому, и уже не важна форма, в которой это служение проявляется. Это может быть религия, философия, наука, искусство или что-то другое, но сам факт, что ты живешь не ради себя, а ради того, чтобы «служить» и «приносить благо», раскрывает такие грани жизни, которые для большинства так и остаются загадкой.

- Как мы проживем данную нам свыше жизнь, чем наполним ее, зависит от нас самих. Закончить наше занятие мне хотелось бы  следующими словами:

«То ли ты сделал, что нужно делать, — получает огромную важность, потому что единственный смысл жизни твоей только в том, то ли ты делаешь в этот короткий, данный тебе срок жизни, что хочет от тебя Тот, Кто послал тебя в жизнь. То ли ты делаешь?» Талмуд (по Л. Толстому)

 

Список литературы:

1.Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

2. Использованы афоризмы с сайта: http://cpsy.ru/cit1236.htm

Категория: Мои файлы | Добавил: Angelika
Просмотров: 5665 | Загрузок: 242 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Опрос

В слове "баловать" ударение падает
Всего ответов: 125

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0